Дополнительное формальное и неформальное образование

Опубликовано 24 июля

Преподаватели Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) провели исследования по востребованности дополнительного образования в России по сравнению с европейскими странами. Выяснилась интересная тенденция, что самообразованием  в нашей стране занимаются лишь 20% населения  в возрастной категории от 25 до 64 лет.

 В таких развитых европейских странах, как Германия, Франция и Швеция этот процент значительно выше: от 52 до 84. Возможно, как пытаются объяснить эксперты, это связано с лучшим качеством отечественного среднего и высшего образования, что позволяет пользоваться наработками полученного образования долгие годы. 

Существует система непрерывного  образования. Это формальное обучение в университетах, колледжах, техникумах и дополнительное в виде курсов повышения квалификации  и самообразование в виде неформального индивидуального обучения.

В Европе наиболее распространено самообразование (неформальное индивидуальное обучение): у шведов и австрийцев 76%, у словаков - 84%.  На российских просторах  - это всего лишь 20%.

По вовлеченности в дополнительное образование россияне оказались третьими с конца (12%), обогнав греков и румын. А первые три места достались жителям Швеции (69%), Люксембурга (68%) и Норвегии (57%).

А вот в рейтинге по формальному образованию Россия — в пятерке лидеров: 8% обучающихся получают дополнительные знания в официальных образовательных учреждениях. С  таким же результатом на пятом месте оказалась  Норвегия. На первом — Великобритания (15%), на последнем — Румыния (1%).

Проводя опрос среди жителей города и села, эксперты НИУ ВШЭ указали на довольно  низкое стремление россиян к непрерывному образованию и самообразованию. Причины заключаются в отстутствии поребности в получении новых знаний в связи с работой и ради общего развития.

В ходе исследования выяснилось, что наиболее активно занимаются своим образованием обеспеченные и молодые люди. А вовлеченность опрошенных в возрасте от 55 лет и старше — минимальна. Это объясняется снижением активности на рынке труда и потребности в получении новых знаний у людей старшего возраста.

— В Европейском Союзе усиленно развивается идея активной старости, участия пожилых людей в общественной жизнии, что стимулирует у них потребность в саморазвитии. А в России пенсионерский возраст подчастую означает значительное снижение социального и экономического статуса, общественной активности.

Еще одна причина — недостаток образовательных услуг в меленьких городах. 

В Европе и США другой подход к образованию: в школе и учреждениях профессионального образования преподают «общие жизненные компетенции», и обучающиеся находятся  в состоянии повышения своего образовательного уровня  постоянно. Здесь другая концепция кадровой политики, особенностью которой является необходимость работнику менять профессию каждые три года. В этом заинтересованы и коммерческие компании, предоставляющие образовательные услуги.

На сегодняшний момент наши кадровики все чаще обращают внимание не только на диплом, а на практические компетенции соискателя, который самостоятельно повышал свой уровень, изучая новейшие подходы в конкретной профессии, чтобы не отставать от стремительного изменения рынка.