Тренировка памяти

 

Память нам нужна всегда. Но особенно с большой ностальгией мы вспоминаем о ней в моменты сдачи ЕГЭ, экзаменов, зачетов для поступления в колледж или в университет. Можно ли что-то сделать волшебное, чтобы улучшить качество запоминания при чтении учебника  за три дня до испытания?

Конечно, я не советую такие экстремальные сроки, но коли уж так получилось, то можно попытаться. 

 

 I. Сначала выясните, к какому типу относится ваш тип памяти: слуховой, двигательный (моторный), зрительный или смешанный, т.е. как лучше происходит ваше запоминание информации? Вам удобнее запоминать на слух, когда читается лекция (слуховая память);  вам надо обязательно что-то записать, сделать зарисовку , прочитать (моторная память), вам достаточно увидеть, представить страницу, диаграмму, подчеркнуть в учебнике нужное место (зрительная память). У преобладающего числа людей смешанный тип памяти с объединением всех элементов.

Ученые установили, что объем оперативного восприятия человека зависит не от суммы всей поступающей информации, а от количества блоков информации. Оно равняется семи плюс минус два.

Запоминание довольно избирательно. Существуют приемы, позволяющих с ним правильно работать.

a. Произвольное запоминание работает хорошо при установке на запоминание, составлении плана, при повторном чтении текста.

б. Непроизвольное запоминание замечательно срабатывает при чтении чего-то необычно интересного, либо текст вам  очень нужен при решении какой-то важной задачи, т.е. ваше чтение активно, эмоционально и творчески окрашено. Тогда все запоминается вроде бы само собой.

Смысловое запоминание наиболее продуктивно по исследованиям профессора Н.А.Рыбникова, а именно, - в 20 раз! Задумайтесь над этим научно доказанным фактом. Информация подлежит определенной фильтрации, сокращению, делается более осмысленной. Сложные предложения заменяются простыми, приемлемыми для вашего житейского опыта. А запоминаются именно мысли, которые вы адаптируете для себя.

II. Забывание -это тоже интересный процесс. Немецкие психологи на основе экспериментов доказали, что за 10 часов после прочтения текста в памяти остается не более 35% информации. Поэтому рекомендуется  по завершении чтения сразу повторить прочитанное , разбив на блоки информацию,  истолковав содержание своими мыслями.

III. Ф. Лезер советует правильно распределять время, отведенное для подготовки к экзамену. Это касается однажды уже пройденного материала.

а. повторить материал сразу после его прочтения

б. повторение через 20 мин. после последнего повторения

в. повторение через 8 часов

г. повторение через сутки.

Это наиболее эффективный способ запоминания для экзамена.

Методом быстрого чтения просматривайте весь материал. Лучше запоминание происходит, когда читается дополнительная литература по малопонятным вопросам, если в ней излагаются наиболее трудные темы учебника. Тогда происходит непроизвольное запоминание, что удивительно.

 

Как быстро прочитать произведение художественной литературы перед экзаменом?

 

Можно ли читать художественную литературу быстро?

Есть советы, при которых качество понимания произведения не уменьшится.

Желательно развивать в себе яркую образность восприятия.

Здесь приводятся несколько приемов, которыми вы можете воспользоваться:

  разобраться с фабулой и сюжетом;

  попробовать поставить себя на место главного героя, как это делал Горький;

  отождествить себя с автором, рассказывающем свою историю.