Что выбрать: второе высшее или профессиональную переподготовку?
Народная мудрость гласит: "Делай сейчас то, что не хотят делать другие, и будешь жить потом так, как другие не смогут".
Формула успеха проста и важна: учеба + работа = денежное благополучие.
- Как совмещать обучение и работу?
- Как выбрать направление подготовки?
- Как ускорить сроки обучения?
Второе высшее образование - это подготовка кадров высшей квалификации, правда, в сроки от 3 до 4 лет! Это с одной стороны.
А с другой, - дополнительное профессиональное образование (ДПО), т.е. институты ДПО, учебные центры, институты повышения квалификации, факультеты при академиях (но будьте внимательны - каких!), имеющие следующие ступени:
- первая ступень ДПО – практические семинары и тренинги от 8 до 72 академических часов. По срокам не так уж и много - от 2-х дней до месяца. По окончании выдается удостоверение.
- вторая ступень ДПО – это повышение квалификации от 72 до 500 часов. Продолжительность 1-го месяца до 3-х месяцев, солидное количество часов в удостоверении о повышении квалификации.
- третья ступень ДПО - профессиональная переподготовка от 500 до 1000 часов. Преимуществ масса: срок максимум 1 год, но и то возможны ускоренные программы, формы также весьма разнообразны, на любой вкус: очно-заочная, вечерняя, дистанционная.
Кстати, наш Институт ( УрМФ ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России www.umco.ru ) как раз обучает слушателей в форме очно-заочного и дистанционного формата. Данная форма давно себя зарекомендовала, и результаты такого обучения ничем не хуже, чем на очной.
И самый убедительный довод - на третьей ступени ДПО профессиональной переподготовки выдается диплом с правом ведения профессиональной деятельности. Поэтому Вы в «полезные» для себя и вашего работодателя сроки ( а для работодателя еще и экономия средств, понятно, что на себе вам экономить не стоит) получаете подтверждающий документ.
Результат от обучения оправдывает средства, вложенные в вас. Здесь все проще. Это равноценный диплом, с которым вы можете не только сменить профессиональную сферу деятельности, но и не подвергать себя угрозам увольнения, не подводя своего руководителя под административные штрафы, смело сказав: «Я соответствую!»
Подведем итог выше сказанному. Сопоставим все «за» и «против».
ВПО (второе высшее) |
ДПО |
||
За |
Против |
За |
Против |
Статус второго высшего |
Сроки от 3-4 лет |
Сроки от 6 месяцев до 1 года |
Не всегда есть программы от 500ч. |
Большее кол-во изучаемых профильных предметов. |
Нет узкоспециализированных кодов для обучения по данным программам. |
Есть профильные программы (не у всех! В нашем Институте есть). |
Изучаются не предметы, а программа по сессиям (Правда, это специфика ДПО , поэтому ставлю и в колонку «ЗА») |
Требование ЕКС (энергетика или атомная промышленность, разведка и т.д.) |
Нет ускоренных программ. |
Интенсивный курс по сессиям в рамках одной программы. |
- |
ВПО (второе высшее) |
ДПО |
||
За |
Против |
За |
Против |
Диплом |
Преподаватели чаще теоретики, нежели практики. |
Преподаватели чаще практики, чем теоретики, знают специфику бизнес- процессов, нацелены на результат. |
- |
Диплом по окончании |
- |
Диплом по окончании |
- |
- |
Для большинства специальностей обучение только очное. |
Приемлемы и формы обучения в дистанционной форме. |
- |
- |
Полученная специальность через 3- 4 года, возможно, будет неактуальной на рынке труда. |
Полученная специальность через 6 месяцев закрывает потребность в специалистах в 99% случаев. |
- |
- |
Обязательный выезд на итоговую государственную аттестацию, даже из региона. |
Без отрыва от производства, включают и итоговую аттестацию. |
- |
Второе высшее не оплачивается работодателем, учебный отпуск только за свой счет. |
В рамках Закона обязаны повышать квалификацию своих сотрудников. Организация, как правило, оплачивает такое обучение. |
||
Учебный отпуск только за свой счет. |
Нет необходимости |
||
Дорогостоящее обучение |
Приемлемые цены |
- |
Дополнительное формальное и неформальное образование
Преподаватели Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) провели исследования по востребованности дополнительного образования в России по сравнению с европейскими странами. Выяснилась интересная тенденция, что самообразованием в нашей стране занимаются лишь 20% населения в возрастной категории от 25 до 64 лет.
В таких развитых европейских странах, как Германия, Франция и Швеция этот процент значительно выше: от 52 до 84. Возможно, как пытаются объяснить эксперты, это связано с лучшим качеством отечественного среднего и высшего образования, что позволяет пользоваться наработками полученного образования долгие годы.
Существует система непрерывного образования. Это формальное обучение в университетах, колледжах, техникумах и дополнительное в виде курсов повышения квалификации и самообразование в виде неформального индивидуального обучения.
В Европе наиболее распространено самообразование (неформальное индивидуальное обучение): у шведов и австрийцев 76%, у словаков - 84%. На российских просторах - это всего лишь 20%.
По вовлеченности в дополнительное образование россияне оказались третьими с конца (12%), обогнав греков и румын. А первые три места достались жителям Швеции (69%), Люксембурга (68%) и Норвегии (57%).
А вот в рейтинге по формальному образованию Россия — в пятерке лидеров: 8% обучающихся получают дополнительные знания в официальных образовательных учреждениях. С таким же результатом на пятом месте оказалась Норвегия. На первом — Великобритания (15%), на последнем — Румыния (1%).
Проводя опрос среди жителей города и села, эксперты НИУ ВШЭ указали на довольно низкое стремление россиян к непрерывному образованию и самообразованию. Причины заключаются в отстутствии поребности в получении новых знаний в связи с работой и ради общего развития.
В ходе исследования выяснилось, что наиболее активно занимаются своим образованием обеспеченные и молодые люди. А вовлеченность опрошенных в возрасте от 55 лет и старше — минимальна. Это объясняется снижением активности на рынке труда и потребности в получении новых знаний у людей старшего возраста.
— В Европейском Союзе усиленно развивается идея активной старости, участия пожилых людей в общественной жизнии, что стимулирует у них потребность в саморазвитии. А в России пенсионерский возраст подчастую означает значительное снижение социального и экономического статуса, общественной активности.
Еще одна причина — недостаток образовательных услуг в меленьких городах.
В Европе и США другой подход к образованию: в школе и учреждениях профессионального образования преподают «общие жизненные компетенции», и обучающиеся находятся в состоянии повышения своего образовательного уровня постоянно. Здесь другая концепция кадровой политики, особенностью которой является необходимость работнику менять профессию каждые три года. В этом заинтересованы и коммерческие компании, предоставляющие образовательные услуги.
На сегодняшний момент наши кадровики все чаще обращают внимание не только на диплом, а на практические компетенции соискателя, который самостоятельно повышал свой уровень, изучая новейшие подходы в конкретной профессии, чтобы не отставать от стремительного изменения рынка.