Сочинение-рассуждение на выбранную тему должно быть объемом не менее 350 слов, включая служебные.

Меньше 250 слов дадут "незачет". Необходимо аргументированно раскрыть тему на основе произведения отечественной или мировой литературы по выбору, дать свою позицию.

Композиция сочинения должна быть продумана, текст написан разборчиво с соблюдением всех норм грамотности. Можно пользоваться орфографическим словарем.

Как оценить орфографическую грамотность?

Какие ошибки допускают ученики при написании сочинения7

1. Орфографические ошибки.

2. Описки

Орфографические ошибки подразумевают незнание системы правил правописания слов. К примеру: в каких случаях писать "в верху", а когда "вверху"; почему пишется "растение", но "росток"; "кое-как" или "кое как"?

К опискам относятся  невнимательное написание слова, к примеру, пропущенная буква. Описки не отражаются на оценке за сочинение.

Орфографические ошибки на изученные правила могут содержать негрубые ошибки, т.е. различные исключения из правил, либо наличие разных правил при написании каких-либо слов или употреблении букв. Сюда же относятся некоторые случаи с написанием приставок с  наречиями, образованных от существительных с предлогами "внизу двери" или "в низу двери"; написание "ы" и "и" после приставок (""безыдейный", "контригра"); большая буква в составных собственных названиях (Конституция Российской Федерации); не с краткими прилагательными и причастиями, если они выполняют  роль сказуемого (рукопись не закончена); собственные имена иностранного происхождения; обороты типа ничто иное не…; не что иное, как.

Каждая такая негрубая ошибка равна половине ошибки. Однотипные ошибки различаются при оценке грамотности. Например, в однотипных словах " бочок", "сверчок" ошибка была бы зачтена за одну, но в словах с непроизносимыми согласными, как "праздник", "солнце", ошибка будет за каждое неправильно написанное слово, т.к. здесь нужно искать к каждому слову свое проверочное слово.

3. Пунктуация

Здесь также можно выделить грубые и негрубые ошибки.

Ко вторым относятся:

1) замена двоеточия - тире или запятая вместо точки с запятой;

2) если постановка запятой в сложносочиненном предложении регламентируется исключением из правила (Вскоре после дождя набежала туча и брызнул короткий дождь). Между частями сложносочиненного предложения не ставим запятую, так как они объединены общим второстепенным членом - Вскоре после дождя;

3) если ошибка связана с сочетанием знаков препинания, пропуском или последовательностью размещения (Поляна, находившаяся на опушке леса возле деревни, - самое излюбленное место отдыха дачников.);

4) к негрубым ошибкам относится передача авторской пунктуации.

Для пунктационных ошибок не выделяются однотипные ошибки, так как здесь нужен анализ каждого предложения в отдельности. 

4. Критерии оценки  изложений и сочинений:

1) раскрытие основной темы высказывания; 
2) полнота раскрытия темы; 
3) правильность фактического материала; 
4) последовательность изложения материала; 
5) правильное  оформление работы в плане композиции.

Первые 3 критерия - фактические, последние 2 - логические.

"Отлично" ставится при соблюдении всех 5 критериев, " хорошо" - при двух недочетов.


5. Критерии оценки языкового оформления изложений и сочинений:

За основу берется выразительность и правильность средств языка, значительный объем активного запаса слов, стилистических синонимов, сочетаемость слов.


Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы, вторая – за грамотность (в журнале ее  выставляют на странице «Русский язык», учитывая  в итоговой оценке по русскому языку).

Основные критерии оценки за изложение и сочинение:
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Соответствие теме.                              Допуск: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
2. Отсутствие фактических ошибки.                       
3. Последовательность изложения.            
4. Богатство активного  словарного запаса, разнообразие синтаксических форм
5. Единство стиля  в тексте.
 
В  работе возможно допустить 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета
«4» 1.Существуют небольшие отклонения от темы. Допуск: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки за неимением орфографических ошибок и 2 грамматические ошибки.
 
2. Есть незначительные фактические неточности.             
3. Имеются небольшие нарушения последовательности мыслей.                      
4. Лексическое и грамматическое построение речи довольно разнообразно.                                         
5. Стиль работы  достаточно выразителен.
 
В  работе  не более 2 недочетов по содержанию и не больше 3-4 речевых недочетов.
«3» 1. В работе допущены значительные отклонения.                                                                Допуск: 4 орф. и 4 пункт. ошибки, или 3 орф. и 5 пунк, или 7 пунк. при отсутствии орф. (в 5 кл. – 5 орф. и 4 пунк.) и 4 грамм. ошибки
2.  В работе отдельные фактические неточности.      
3. Нарушена последовательность изложения в сочинении или изложении.
4. Скудный активный словарь, однообразные  синтаксические конструкции.
5.В работе нет  единого стиля, словарь не  выразителен.
 
В работе допускается не более 4 недочетов по содержанию и 5 речевых недочетов                        
«2» Работа не соответствует теме.  Много фактических неточностей.  Непоследовательность мыслей во всей работе, нет связи между частями работы, не соответствие плану. Скудный словарь, маленькие  однотипные предложения с отсутствием связи между ними, неправильное применение слов. Допуск:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк. и 7 грамм. ошибок.
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов Есть более 7 орф., 7 пунк. и 7 грамм. ошибок